вторник, 21 марта 2017 г.

Возникновение PR и рекламы



Термин PablikRelations впервые употребил президент США Томас Джефферсон в 1807 г. в обращении к конгрессу, а в широкий оборот он был введен американским журналистом А. Ледбеттом Ли в 1904 г. В последние годы особенно активно развивалась теория и практика библиотечной рекламы и деятельности PR.
Элементы современного PR берут свое начало у истоков человеческой цивилизации. Умение управлять аудиторией и влиять на общественное мнение средствами логики, риторики, сценического мастерства известны человечеству со времен античности. Еще в античной Греции целенаправленное воздействие на общественность считалось необходимым условием успеха и в политике, и в торговле.
Заслуживают внимания и представления древних мыслителей. Так, Аристотель и Платон полагали, что средства управления людьми должны быть хорошо известны тем, кто управляет, и тем, кем управляют. По мнению блестящего оратора Цицерона, задача выступающего перед людьми – доставить им эстетическое удовольствие, воздействовать на их волю и поведение, а главное – побудить людей к активной деятельности.
В XXв. с развитием технических средств и возможностей широкомасштабной передачи информации понятие PablikRelations начинает обретать более современные и самостоятельные очертания.
В 1918 г. курс «PablikRelations» был уже включен в учебную программу университета штата Иллинойс. Этот учебный курс на первых порах изучался в основном на отделении журналистики.
В 1970-х гг. PRкак учебный предмет официально входит в обязательные программы обучения экономических колледжей и университетов США. Одновременно PRстановится важным инструментом в достижении коммерческих успехов многих ведущих фирм США.
Этот термин появился в России в конце 1980-х гг. и активно вошел в последние десятилетия в повседневную российскую практику и научный оборот наряду с новыми терминами: имиджмейкер, менеджмент, маркетинг, web-дизайн и т.д., отражающими новые отношения в сфере экономики, бизнеса, производства, массовой информации, культуры и образования.
Возникновение рекламного дела на Руси относится к X-XI столетиям. К середине XVIвека к устной рекламе в России добавилась  рисованная реклама, роль которой выполняли лубки «потешные картинки».
Во времена правления Петра Iосновным носителем информации было устное слово. Существенным новшеством стало создание общероссийской газеты, которая по указу Петра I, изданному 16 декабря 1702 года, должна была не только информировать об официальных правительственных решениях и событиях  в государстве, но и давать разнообразную рекламную информацию. Газета  явилась важным средством распространения  рекламы через печатный орган.
К началу XIXстолетия реклама становится явлением настолько заметным, что о нем не преминули упомянуть в своих произведениях такие  литераторы, как  Н.В. Гоголь и Н.А. Некрасов.